В настоящее время Петербург готовится к старту мусорной реформы, призванной избавить город от окружения вредными свалками. Реформирование системы переработки твердых бытовых отходов назрело во всей стране давно, и Северная столица в этом отношении является флагманом, имея самый высокий в России показатель переработки ТБО – 17%. К 2030 году утилизацию мусора планируют довести до 100%, однако на фоне радужных обещаний властей экологи бьют тревогу.
Что же скрывается за благими намерениями освободить город от помоек и несанкционированных полигонов по всему периметру КАД? Дело в том, что, как это часто бывает, благое дело оказалось в непорядочных руках. Имя куратора мусорной реформы в Петербурге – Борис Пайкин. 1 февраля принадлежащий ему мусороперерабатывающий завод МПБО-2 выиграл тендер на обслуживание мусорного рынка города аж на 10 лет вперед. Фактически произошла монополизация всей мусорной отрасли с годовым оборотом 13 млрд рублей, что неизменно повлечет за собой рост тарифов.
По прогнозам тарифы на вывоз мусора вырастут в пять – семь раз. Такое резкое подорожание связано с изменением системы расчетов платежей. Если при нынешней системе тариф вычисляется по метражу жилплощади, исходя из ставки 2,5 рубля за квадратный метр, то с 2019 года в основу расчетов будет положено количество проживающих из расчета 150 рублей с человека. Эксперты объясняют подорожание услуг на вывоз мусора усложнением технологического цикла. Горожане будут платить не только за трансфер, но также за раздельный сбор и переработку на новых заводах, которые ещё предстоит построить.
Для реализации мусорной реформы из бюджета выделяются колоссальные деньги – 80 млрд рублей, и все они, включая выросшие тарифы, пойдут в управление одному человеку – Борису Пайкину. Такая концентрация полномочий и капиталов в руках одного игрока на мусорном рынке должна привлечь внимание ФАС, но пока что это издержки мусорной реформы. К сожалению, приход Бориса Романовича в «мусорные короли» Питера не сулит городу ничего хорошего и в плане экологии. Скорее всего, олигарх замкнется на примитивной технологии своего завода и не будет вкладывать средства в перспективные разработки. А без них городу грозит экологический коллапс.
Существующая ныне технология переработки ТБО, используемая также на МПБО-2 Бориса Пайкина, перерабатывает лишь четыре категории отходов: стекло, пластик, полиэтиленовые пакеты и алюминиевые банки. Все остальное перерабатывается в компост, содержащий ядовитые вещества, и свозится на полигоны. При всей экологической неэффективности данная технология дорогая, а потому чрезвычайно выгодная для выкачивания средств из бюджета на «благие цели». Именно этим и занимается депутат Пайкин, расширяя свою мусорную бизнес-империю на другие полигоны.
Так, ещё в конце прошлого года подконтрольная ему компания ООО «Новые проекты и технологии» получила участок 170 га под новый полигон в Тосненской районе Ленинградской области. Также Пайкину принадлежит Волосовский полигон через купленную фирму «Профспецтранс», а через посредничество криминальных авторитетов Боганьковых – закрытый полигон на Волхонке. Следует отметить, что сам Борис Пайкин пришел на мусорный рынок Петербурга совсем недавно, лишь в 2016 году. Произошло это в результате посадки «мусорных королей» Алексея Варичева и Семена Кузьмина, от которых Пайкин и унаследовал «мусорную империю». А после прошедшего в 2017-ом Года экологии депутата прощупал «золотое дно» и возглавил «экологическое лобби» в Госдуме.
В настоящее время Борис Пайкин активно лоббирует закон о раздельном сборе мусора, без которого мусорная реформа объективно невозможна. Мусор необходимо разделять на этапе выбрасывания, чтобы сегрегировать различные виды ТБО под будущую переработку. Вот только делает это Борис Романович с большим прицелом монополизировать прибыльную мусорную отрасль в масштабах всей страны.
Например, его компания Fort Group выделила порядка 60 миллионов рублей на продвижение идеи отслеживания мусорных баков с помощью системы ГЛОНАСС. Очевидно, это ещё одно новшество для мусорного бизнеса, которое Пайкин стремится освоить первым. В перспективе концентрация в одних руках мусорного лобби и бизнеса приведет к тому, что Пайкин возьмет в свои руки процесс стандартизации, который неминуемо охватит мусорную отрасль в связи с реформой.
Все это создаст нездоровую конкуренцию в отрасли и сделает пайкинские структуры единственными на рынке ценообразования, открыв безграничный горизонт для роста тарифов. Учитывая оффшорные методы ведения бизнеса Борисом Пайкиным, можно не сомневаться, что основная маржа от переработки ТБО окажется в тихих оффшорных гаванях, лишенных налогообложения. А мусорная реформа застопорится на устаревших и вредных технологиях из-за хронической проблемы – нехватки средств, которая всегда сопровождает хозяйственную деятельность Бориса Пайкина.